История воздушных змеев

Два человека на тропическом острове идут по берегу моря и несут воздушный змей ромбовидной формы, сделаный из листьев
Традиционный воздушный змей острова Муна, Индонезия

История появления воздушных змеев неизвестна. На сегодняшний день первым документальным свидетельством является обнаруженный в пещере острова Муна, Индонезия, рисунок человека, запускающего воздушный змей. Рисунок датируется 9000-9500 г. до н.э. Что удивительно, изображенная конструкция змея до сих изготавливается и запускается жителями острова. Согласно исследованиям, назначение запуска было в привлечении внимания местного божества.

Появление воздушных змеев

Были ли змеи изобретены в одном месте и потом увлечение распространилось, или воздушные змеи появились независимо в Океании и Азии — вопрос остается открытым. 

В Китае первое упоминание воздушного змея произошло в 450 г. до н.э. — история о философе Ми Це, изготовившим деревянную птицу для запуска в воздух на нитке. Следующим важным свидетельством использования воздушных змеев является летопись 200 г. до н.э., где рассказывается о генерале Хань Сине, запускавшем воздушного змея над стенами вражеской крепости, чтобы определить необходимую глубину подкопа. 

Культура воздушных змеев существует во всех азиатских и тихоокеанских странах. В Азии змеи преимущественно использовались как спорт (бои на воздушных змеях до сих пор являются массовым увлечением), развлечение (воздушные змеи самых разных форм, расписанные вручную), для военных целей (разведка, связь). Каркас азиатских змеев сделан из бамбука, а парус — из шелка или бумаги. 

В Океании змеи используются для рыбной ловли, религиозных обрядов и опять таки как развлечение. Очень часто в качестве материала для паруса в ход идут листья деревьев.

До сих пор неизвестна история появления воздушных змеев в Гватемале (Южная Америка). Традиционно в День мертвых гватемальцы запускают в небо гигантские воздушные змеи в форме круга. Традиция существовала еще до появления на континенте европейцев, сами воздушные змеи именуются словом из языка майя и по форме у них нет аналогов в других культурах.

Первое описание воздушного змея в европейских источниках было сделано Марко Поло в 1295 году. Во время эпохи великих географических открытий воздушные змеи попали в Европу. На рисунках английских и голландских художников они стали появляться в XVI в. в качестве забавы детей и взрослых.

Развитие воздушных змеев

Постепенно воздушные змеи стали рассматривать не только как детскую забаву, но и как инструмент для научных исследований. В 1749 году два англичанина, Александр Уилсон и Томас Мелвил, подняли с помощью воздушного змея термометр для измерения температуры атмосферы на высоте. Затем в 1752 году американец Бенджамин Франклин впервые использовал змея для исследования природы молний. Следом за ним эксперименты со змеем проводил и Михаил Ломоносов. Почти на 200 лет воздушные змеи стали главным инструментом в руках метеорологов. 

Хоть это не совсем очевидно, но именно благодаря воздушным змеям мы сейчас имеем возможность путешествовать по воздуху. Все пионеры воздухоплавания начинали проектировать на основе конструктива воздушных змеев. В середине XIX века Джордж Келлей сделал первый шаг в этом направлении, разработав свой планер, который в 1853 году совершил первый успешный полет с человеком на борту. В конце XIX века австралиец Лоуренс Харграв изобрел коробчатый змей, обладавший значительной подъемной силой по сравнению с традиционными типами. Это открытие повлекло за собой быстро развитие и усовершенствование идей в змеях конструкции Коди, Сакконея, Поттера, Ульянина и других. В свою очередь Отто Лилленталь и наконец братья Райт на основе этих конструкций проектировали и строили свои планеры. 17 декабря 1903 года братья совершили первый успешный полет на планере с мотором. 

Еще одной важной задачей, с которой справлялись воздушные змеи, была связь. С древних времен они использовались для подачи сигналов на расстояние. В 1901 году Гульельмо Маркони осуществил первую радиопередачу с острова Ньюфаундленд (Канада) через Атлантический океан, для чего антенна длиной 150 м была поднята на высоту с помощью коробчатого змея.

Во время Первой Мировой Войны змеи активно использовались как для связи, так и для разведки, аэрофотосъемки, а также в качестве воздушного заграждения. Также змеи нашли применение в качестве тренировочных мишеней для зенитных расчетов.

Новейшая история

С развитием авиации интерес к воздушным змеям в практическом применении пошел на спад. Следующим важным этапом стало изобретение в середине 1940-х годов американцем Биллом Грином конструкции змея типа “Дельта”. Можно сказать, что это идеальный воздушный змей. Прекрасная стабильность, хорошая грузоподъемность, умение планировать, простота конструкции и изготовления. 

В 1948 году Френсис Рогало разработал идею “крыла Рогало” — планера дельтообразной формы с надувным каркасом. Впоследствии эти разработки рассматривались НАСА при работе над программой Gemini (но использованы не были). Френсис на основе этих своих идей сделал воздушный змей — Flexikite, где впервые был применен новый по тем временам материал Mylar.

В 1954 году другой американец, Фрэнк Скотт запатентовал другую оригинальную конструкцию змея — “След”. Змей не имел поперечного каркаса вообще, продольный был из стеклопластика, то есть мягким. Форму позволяли держать сужающиеся к концу продольные трубы, наполняющиеся набегающим потоком воздуха.

В 1963 году канадец Домина Джалберт запатентовал полностью бескаркасное крыло, принимающее аэродинамическую форму за счет наполняющего его воздуха. Это изобретение открыло дорогу, кроме всего прочего, буксировочным змеям (в России именуемым “кайтами”) и всем бескаркасным воздушным змеям.

В 1972 году англичанин Питер Пауэл представил свой управляемый змей, что дало развитие пилотажным воздушным змеям как виду спорта. С начала 1980-х по ним проходят национальные чемпионаты, а с начала 1990-х — международные. Соревнуются индивидуальные пилоты, пары и пилотажные группы. Дальнейшие развитие конструкций, техники запуска и появление новых материалов (карбон, легкие полиэстеры) привели в 1990-х годах к открытию трюкового пилотажа.

В 1985 году новозеландец Питер Линн создает бескаркасные воздушные змеи больших размеров (наиболее известным является Осьминог длиной 25 метров). Сейчас на любом фестивале присутствуют подобные конструкции в форме огромных морских обитателей, зверей или людей размерами до 100 метров в длину. В последствии Питер изготовил целую серию змеев, установивших рекорды как самые большие в мире. Он же является изобретателем кайт-багги — специальный воздушный змей тянет трехколесное багги с водителем по песку.

В 1989 году братья Хадцики изобрели 4-стропный управляемый змей Revolution, который благодаря конструкции мог двигаться в любом направлении и зависать на месте. Что интересно, идея управления змеем была взята у планеров братьев Райт. 

В наши дни воздушные змеи по-прежнему популярное хобби, которым увлекаются миллионы людей по всему миру. Еженедельно в разных уголках планеты проходят большие и маленькие фестивали, встречи любителей. Дизайнеры придумывают новые модели, спортсмены соревнуются. Воздушные змеи используются полярными экспедициями для путешествия среди льдов. Разрабатываются идеи использования воздушных змеев в качестве движителя судов или для подъема ветровых электростанций на высоту. Кайтсерфинг стал олимпийским видом спорта. Пока будет ветер — будут воздушные змеи.

Хотите разбираться в змеях?

Мы сделали классификацию по типам. Это очень интересно!

Фестивали воздушных змеев

Лучший способ познакомится с миром воздушных змеев, а также покушать сахарной ваты и набить полные карманы песка, а глаза — счастья.